Содержание
Введение………………………………………………………..…..………….3 — 5
Формирование представлений у детей младшего дошкольного возраста о культуре нивхского народа посредством знакомства с традициями, играми и сказками………………………………………………………..………………6 — 7
Заключение…………………………………………..……….……………………8
Список литературы…………………………….……..………………………..…..9
Приложение………………………………………………………………………10
Введение
В настоящее время культура коренных малочисленных народов России вновь переживает период сложных трансформаций. Осознание масштабов грядущей катастрофы культуры малочисленных этносов побудило ООН объявить в 1994 г. 10-летие коренных народов мира. В этой связи изучение традиционной и современной обрядовой культуры одного из малых народов Дальнего Востока России — нивхов приобретает не только научное, но и, главное, высокое гуманистическое звучание.
Нивхи – прямые потомки древнейшего неолитического населения Сахалина и низовьев Амура. В прошлом расселялись на значительно более обширной территории. Ареал расселения нивхов простирался до бассейна Уды, о чем свидетельствуют данные топонимики, археологические материалы и исторические документы.
Проблема их происхождения до сих пор остается открытой. Существует несколько точек зрения на этногенез нивхов. Первая научно обоснованная гипотеза была высказана Л. И. Шренком в середине XIX века. Согласно ей первоначальной родиной нивхов был остров Сахалин, откуда они впоследствии стали расселяться на материк. Л. И. Шренк обратил внимание на изолированное положение нивхского (гилякского) языка.
С древнейших времен нивхи были носителями оседлой рыболовческой культуры и культуры морского зверобойного промысла в бассейне Нижнего Амура, на Охотском побережье и на Сахалине. Вследствие этнокультурных контактов с народами Центральной и Юго-Восточной Азии, с культурами народов, расселенных на Охотском побережье, этнический облик нивхов изменился. Однако в своей основе нивхи сохранили черты традиционной культуры рыболовов и охотников на морского зверя. В прошлом нивхи имели тесные этнокультурные связи с тунгусо-маньчжурскими народами, а также с айнами и японцами.
Нивхский этнос, как и другие малые народы России, находятся в кризисной ситуации. Тяжелое социально-экономическое положение, низкая рождаемость, чудовищное распространение алкоголизма, постепенная утрата культурных традиций и родного языка — все это может привести к
исчезновению этих народов.
Повседневная жизнь нивхов была сопряжена с опасностью, умением проявлять выносливость, силу, терпение и сноровку. С раннего детства игры мальчиков и девочек были направлены на тренировку силы духа, ловкости, умению подражать животным. Все эти качества впоследствии помогали им во взрослой жизни. Дети с раннего возраста оказывали посильную помощь по хозяйству, обучались искусству охотиться, ловить рыбу, собирательству, умению защищать семью.
Конец прошлого века и начало этого показало, что социальная действительность быстро трансформируется и меняется буквально на глазах. В мире современных информационных технологий и средств связи человек утрачивает необходимость обращаться к своей истории и предкам. В подобных условиях становится актуальным формирование представлений о коренных народностях Сахалина, как о культуре отдельного этноса у детей младшего дошкольного возраста, это позволит обратиться к истории родного края, расширить мировоззрение детей и наполнить их души большей духовностью.
Целью данной работы является формирование представления у детей младшего дошкольного возраста о культуре нивхского народа посредством знакомства с играми, традициями, обычаями и сказками.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1. Изучить историческую литературу по данной теме.
2. Составить программу и подобрать необходимую литературу для реализации поставленной цели.
3. Познакомить детей младшего дошкольного возраста с культурой нивхского народа через традиции, игры и сказки.
Объектом исследования является культура нивхского народа.
Предметом исследования являются способы формирования представления о культуре нивхского народа у детей младшего дошкольного возраста посредством знакомства с традициями, народными играми и сказками нивхов.
«Формирование представлений у детей младшего дошкольного возраста о культуре нивхского народа посредством знакомства с традициями, играми и сказками».
Практическая работа проводится на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №28 «Матрешка» в группе №9 «Незабудки». В группе 23 человека.
Для реализации поставленной цели в свободное от непосредственно-образовательной деятельности время, мы знакомим детей с культурой нивхского народа: показываем кукол, а также картинки с изображением нивхов в национальной одежде, читаем сказки, знакомим с народными традициями, играем в игры нивхов.
Используется непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи для обогащения сказок разных народов; во время непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре детей знакомим с разными нивхскими народными играми, спортивными состязаниями.
Программа рассчитана на одну неделю, в течение которой используются различные методы и приемы, свойственные возрасту трех – четырех лет.
К этим методам и приемам относятся игры, так как именно игра является ведущим видом деятельности детей 3-4 лет; и сказки, которые содержат в себе мудрость, знания и опыт поколений, который так легко воспринимается детьми дошкольного возраста.
Работа по формированию представлений у детей младшего дошкольного возраста о культуре нивхского народа посредством знакомства с традициями, играми и сказками состоит из трех этапов:
1. Знакомство с традиционными костюмами нивхов (Приложение 1).
Целью данного этапа является первое знакомство детей с обликом нивхов, их народной одежды. Данный этап позволит детям сложить первое впечатление о коренных народностях Сахалина, о тех людях, которые жили на острове задолго до их появления.
2. Чтение нивхской сказки «Бурундук, кедровка и медведь» (Приложение 2).
Целью данного этапа является знакомство детей с новой нивхской сказкой. Данный этап позволит сформировать представления об истории создания нивхских народных сказок, научить детей рассказывать сказку с опорой на иллюстрации и вопросы воспитателя, а также расширить словарный запас детей.
3. Знакомство с народными играми нивхов (Приложение 3).
Целью данного этапа является знакомство детей со спортивными играми нивхского народа. Данный этап позволит сформировать у детей представление о ловкости и умениях нивхских детей, развить смелость, координацию движений.
Результат проделанной работы показал, что дети с интересом рассматривали нивхские народные костюмы, слушали сказку и пересказывали запомнившиеся моменты. Живой интерес вызвали народные игры нивхов: дети активно принимали в них участие и каждый стремился быть ведущим.
Заключение
Современная жизнь активно и стремительно меняется, постоянно открывая нам новые горизонты для жизнедеятельности и общения. Одной из важнейших задач нашего времени становится развитие диалога как наиболее благоприятной основы для межличностных, межнациональных отношений. Равноправный межкультурный диалог способствует преодолению взаимного непонимания людей, принадлежащих к разным культурам, формированию новой культуры отношений, построенных на уважении и толерантности.
Важная роль в воспитании разносторонне образованной личности, открытой для диалога и с уважением относящийся к разнообразию национальных культур, принадлежит образовательным учреждениям. Поэтому так важна и значима работа дошкольного учреждения по этнокультурному образованию, начиная с самого раннего возраста.
Мы считаем, что данная программа гармонично впишется в деятельность дошкольного образовательного учреждения и позволит развить познавательную сферу детей и расширить педагогический инструментарий
Список литературы
1. Коренные народы 2005 – Коренные малочисленные народы Российской Федерации: итоги Всероссийской переписи населения 2002г. М., 2005. Т.13
2. Полевой, Таксами 1975 – Полевой Б.П., Таксами Ч.М. Первые русские сведения о нивхах – гиляках // Страны и народы Востока. 1975. Вып.17.кн.3. С. 138-155
3. Скоринов 2004 – Скоринов С.Н. Мифология и обрядовая культура нивхов. Хабаровск, 2004.
4. Таксами 2007 – Таксами Ч.М. Этническая культура нивхов – аборигенов Тихоокеанского Севера и Дальнего Востока. Новосибирск 2007.
5. Тубина Т.В. Фольклорные игры нивхов// Родной язык как сущность и ценность культуры: (программно-методическое обеспечение преподавания нивхского языка: амурский и восточно-сахалинский диалект). – Южно-Сахалинск, 2009. – С. 91-92.
6. Этнокультурное образование в современном мире: Сб. науч. Статей по материалам Всероссийской очно-заочной научно-методической конференции «этнокультурное образование в современном мире» (г.Саратов, 18-20 апреля 2017) /Науч. ред. Е.А. Александрова; ред-сост. И.В. Кошкина. – М.: Издательство «Перо», 2017. – 880 с.
7. Диссертации по гуманитарным наукам
http://cheloveknauka.com/istoriya-obryadovoy-kulturyivhov#ixzz5EJS2q36J
8. Источник:
http://referat.niv.ru/view/referatethnography/76/75724.htm