Обобщение опыта на тему:

«Роль игры – драматизации в развитии актерских способностей детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила: воспитатель МБДОУ № 42 «Черемушки» г. Южно — Сахалинска

Тютимова Людмила Анатольевна

Содержание

Глава I «Игра- драматизация как средство развития актерских способностей детей. Содержание работы по развитию актерских способностей детей средствами игры – драматизации»

Глава II «Опытно экспериментальная работа по определению роли игры – драматизации в развитии актерских способностей детей старшего дошкольного возраста»

2.1. Констатирующий эксперимент

2.2. Формирующий эксперимент

2.3. Контрольный эксперимент

Заключение

Список литературы

Приложение

 

Введение

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.

Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства, через игру-драматизацию, как мощного синтетического средства развития их творческих и актерских способностей. (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Д.В. Менджерицкая, Л.В. Артемова, Е.Л. Трусова, Р.И. Жуковская, Н.С. Карпинская и др.)

  Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, способствует осуществлению цели современного образования. Театр — это игра, чудо, волшебство, сказка!

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них: на красавицу Забаву, озорного Буратино, добрую Дюймовочку. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта.                      Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, потому что они помогают:

  • сформировать правильную модель поведения в современном мире;
  • повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;
  • познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
  • совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.

Кроме того, игра-драматизация является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т.е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. «Игра-драматизация является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).

С игрой-драматизацией тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Участвуя в игре – драматизации, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Любовь к театру становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

Игра — драматизация создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. В.Г. Петрова отмечает, что, театрализованная деятельность — это форма изживания впечатлений жизни, лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л.С. Выготский, Н.Я. Михайленко), поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.

В игре-драматизации действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности игры-драматизации усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Именно игра-драматизация является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.

Вместе с тем на практике мы наблюдаем, что развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно. Чем можно это объяснить?

  1. Недостаток учебного времени, т.е. общая загруженность воспитателей.
  2. Приобщение к театру не носит массового характера и значит, часть детей остается вне этого вида деятельности.
  3. Недопонимание значения театрализованной деятельности для развития ребенка.
  4. У дошкольников отсутствует опыт восприятия игры-драматизации. Наблюдается бессистемность и поверхностное ознакомление с театром в детском саду и в семье, что формируется у детей представления о доступном восприятии сценического оформления произведений без специальных знаний.
  5. Театральные игры применяются в основном как «зрелище» на праздниках. Ребенка обучают быть «хорошим артистом», заучивать текст, интонации, движения. Однако освоенные таким образом умения не переносятся в свободную игровую деятельность.

6.Невмешательство взрослого в театрализованную игру. Дети предоставлены сами себе, воспитатель готовит атрибуты для игры.

Однотипный набор шапочек — масок, элементы костюмов героев переходят из группы в группу. Младших дошкольников это привлекает из — за возможности переодеться, а старшего дошкольника не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5 -7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней.

Возникает противоречие: с одной стороны – признание искусствоведческой и педагогической наукой значение театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка. С другой стороны, дефицит театрального искусства в жизни детей.

Преодоление этого противоречия возможно только при обеспечении синтеза игры-драматизации путем ознакомления детей с театром, как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.

Цель исследования – определить роль игры — драматизации в развитии детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – процесс развития актерских способностей детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – игра – драматизация как средство развития актерских способностей детей старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

1.Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.

2.Изучить уровень развития творческих (актерских) способностей.

3.Изучить роль игры — драматизации в развитии актерских способностей детей старшего дошкольного возраста.

4.Провести опытно — экспериментальную работу, подтверждающую влияние игры –

драматизации на развитие актерских способностей детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

  • анализ психолого-педагогической, методической, другой научной литературы;
  • изучение и обобщение педагогического опыта;
  • беседа;
  • наблюдение;
  • изучение детских творческих работ;
  • педагогический эксперимент;
  • методы математической статистики.

Указанные методы используются в определенной системе, для которой характерно возрастание роли тех или иных методов на отдельных этапах исследований

База исследования: МБДОУ №42 «Черемушки» г. Южно – Сахалинск.

 

Глава I «Игра- драматизация как средство развития актерских способностей детей. Содержание работы по развитию актерских способностей детей средствами игры – драматизации»

В играх – драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.

Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.

Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы.

Л.В. Артемова выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников:

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры. Игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр как входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры. Однако режиссерская игра, включая такие составляющие, как воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, является онтогенетически более ранним видом игр, чем сюжетно-ролевая, так как для ее организации не требуется высокого уровня игрового обобщения, необходимого для сюжетно-ролевой игры (С.А. Козлова, Е.Е. Кравцова). Занятия с детьми драматизацией очень продуктивны. Основной целью является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности.

Процесс игры – драматизации возможен, если ребенок:

  1. имеет опыт восприятия литературных произведений, их переживания и осмысливания;
  2. имеет опыт взаимодействия с театральным искусством (знает, что такое театр, что такое спектакль и как он рождается, имеет опыт восприятия и переживания театрализованного действия, владеет специфическим языком театрального искусства);
  3. включается в игровую деятельность соответственно своим способностям и возможностям (ребенок –«режиссер», ребенок –
  4. «актер», ребенок-«зритель», ребенок –«оформитель»-«декоратор» спектакля.

Ребенок- “режиссер”— имеет хорошо развитую память и воображение, это ребенок-эрудит, обладающий способностями быстро воспринимать литературный текст, переводить в игровой постановочный контекст. Он целеустремлен, обладает прогностическими, комбинаторными (включение в ход театрализованного действия стихов, песен и танцев, импровизированных миниатюр, комбинирование нескольких литературных сюжетов, героев) и организаторскими способностями (инициирует игру-драматизацию, распределяет роли, определяет “сцену” и сценографию в соответствии с литературным сюжетом, руководит игрой-драматизацией, ее развитием, регламентирует деятельность всех остальных участников спектакля, доводит игру до конца).

Ребенок – «актер» наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, процессы игрового взаимодействия, свободно владеет вербальными и невербальными средствами выразительности и передачи образа литературного героя, не испытывает трудности при исполнении роли, готов к импровизации, умеет быстро найти необходимые игровые атрибуты, помогающие точнее передать образ, эмоционален, чувствителен, имеет развитую способность самоконтроля.(следует сюжетной линии, играет свою роль до конца).

Ребенок – «декоратор» наделен способностями образной интерпретации литературной основы игры, которые проявляются в стремлении изобразить

впечатления на бумаге. Он владеет художественно – изобразительными умениями, чувствует цвет, форму в передаче образа литературных героев, замысла произведения в целом, готов к художественному оформлению

спектакля через создания соответствующих декораций, костюмов, игровых атрибутов и реквизита.

Ребенок – «зритель» обладает хорошо развитыми рефлексивными

способностями, ему легче «участвовать в игре» со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игре – драматизации, любит анализировать спектакль, процесс исполнения ролей детьми и развертывание сюжетной линии, обсуждать его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности. (рисунок, слово, игру).

Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности.

Систему работы по развитию творческих способностей можно разделить на 3 этапа:

  • художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
  • освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);
  • самостоятельная творческая деятельность.

Театрализованные игры в дошкольном возрасте, так или иначе, основаны на разыгрывании сказок — способом познания мира ребенком. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания (Е.А. Антипина). Приведем примеры педагогических ситуаций, разрешаемых с помощью театральной деятельности (Н.В. Микляева).

1.«Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки.

Создание воображаемой ситуации. Например, посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные очки». Затем привлечь внимание детей к какой-либо вещи: скамейка («Не с нее ли упало яичко?»), миска («Может в этой миске испекли Колобок?») и т.д. Затем детей спрашивают, узнали ли они из какой сказки эти вещи.

  1. Чтение и совместный анализ сказок. Например, проводится беседа, направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем – выделение

героев с различными чертами характера и идентификация себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети могут смотреться в «специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний.

  1. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные чертыхарактера,с параллельным объяснением или разъяснением воспитателем и детьми нравственных качеств и мотивов действий персонажей.
  2. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).
  3. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
  4. 6. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.

Если необходимо ввести проблемные игровые ситуации, то театрализованные игры могут проводиться в двух вариантах: с изменением сюжета, сохранив образы произведения или с заменой героев, сохранив содержание сказки.

В процессе работы над ролью рекомендуется:

— составление словесного портрета героя;

— фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;

— сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;

— анализ придуманных поступков;

— работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;

— подготовка театрального костюма;

— использование грима для создания образа.

Правила драматизации (Р. Калинина)

Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим

ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.

Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы взрослого являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.

Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка – см. правило индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.

Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием

необходимо обсудить, «проговорить» каждую роль. В этом вам помогут вопросы: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?

Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

Атрибутика к драматизациям. Атрибутика (элементы костюмов, маски, декорации) помогает детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер. Она создает определенное настроение, подготавливает маленьких артистов к восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета. Атрибутика не должна быть сложной, дети изготавливают ее сами. Каждый персонаж имеет несколько масок, ведь в процессе развертывания сюжета эмоциональное состояние героев неоднократно меняется (страх, веселье, удивление, злость и т.д.) При создании маски важным оказывается не портретное сходство ее с персонажем (насколько точно, например, нарисован пятачок), а передача настроения героя и нашего отношения к нему.

Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку.

Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного воспитания детей в целом и от уровня образовательной работы в группе (Козлова С.А., Куликова Т.А.).

В основе руководства театрализованными играми лежит работа над текстом литературного произведения. Р.И. Жуковская советует преподносить текст произведения выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекать их в несложный анализ содержания, подводить к осознанию мотивов поступков персонажей.

Обогащению детей художественными средствами передачи образа способствуют этюды из прочитанного произведения или выбор любого

события из сказки и его розыгрыш (зрители угадывают). Интересны этюды, в которых дети двигаются под фрагменты музыкальных произведений.

Старшие дети активно обсуждают, во что лучше играть, согласовывать свои замыслы и желания. Игра повторяется несколько раз и у каждого есть возможность попробовать себя в понравившейся роли. В старших группах договариваются о двух-трех составах «артистов». С целью усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей организуется художественно-творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка по теме произведения. Старшие дошкольники могут работать подгруппами, получают задание, например, вылепить фигурки персонажей, чтобы разыграть сказку. При этом отпадает необходимость в специальном запоминании текста.

Основная цель педагогического руководства – будить воображение ребенка, создавать условия для изобретательности, творчества детей (Козлова С.А., Куликова

Т.А.).

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений; от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя; от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер», но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с каким-либо одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов; от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.

 

Глава II «Опытно — экспериментальная работа по определению роли игры – драматизации в развитии детей старшего дошкольного возраста»

Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ №42 «Черемушки»

г. Южно — Сахалинска в старшей группе детей 5-ти лет. Детский сад работает по программе «От рождения до школы» под. ред. Веракса. Наблюдение проходило с октября 2014 по май 2016 года, методика заимствована у Деркунской В.А. «Детство», из программы «Театр – Творчество – Дети» авт. Н. Ф. Сорокина, Миланович.

Перед тем как приступить к планированию работы, нами были проведены анкетирование родителей, беседа с детьми. (Приложение1). Диагностика уровней актерских умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий.

2.1 Констатирующий эксперимент

Цель: выявить начальный уровень развития актерских способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игры – драматизации.

Методы исследования на данном этапе:

1.Беседа с детьми;

2.Наблюдение и анализ театрализованной деятельности;

3.Экспериментальные занятия;

4.Описание и анализ результатов констатирующего этапа.

 

Диагностика изучения игровых позиций дошкольников в играх-драматизациях

Первая часть

Цель наблюдения: изучение актерских, режиссерских, зрительских умений старших дошкольников в играх-драматизациях.

Наблюдение проводится в естественных условиях за самостоятельной игрой-драматизацией детей. Результаты наблюдения фиксируются в таблице знаками «+», «—», фиксируются умения, которые наиболее характерно проявляются у ребенка в процессе игровой деятельностиС помощью таблицы можно определить, какую позицию занимает ребенок в играх-драматизациях.

Диагностика игровых позиций детей. (октябрь 2014г)

 

П/п. Имя ребенка Структурные компоненты игры драматизации Ведущий мотив игры
Замысел Роль Восприятие
Интерпретация Комбинирование Планирование Принятие Передача смысла образа Импровизация Внимание Сопереживание Воспроизведение впечатлений
1 Саша Б. + + + + + + В.Р.
2 Валентин + + + + + + В.Р.
3 Вика Б + + + + + + В.З.
4 Семен М. + + + + + + + + + В.Р.З.
5 Ростик + + + + + + + + + В.Р.3.
6 Андрей А + + + + + + В.Р.
7 Андрей К + + + + В
8 Вика Я + + + + + + + + + В.Р.З.
9 Саша Т. + + + + + + + В.З
10 Кирилл + + + + + + + + + В.Р.З.
11 Варя + + + + + В.Р.
12 Рома + + + + В
13 Никита + + + + + + + + + В.Р.
14 Лера + + + + + + В.З.
15 Камила + + + + В
16 Эвелина + + + + + + В.Р.
17 Оля + + + + + + + + + В.З.Р.
18 Максим + + + + + + + В.З.
19 Назима + + + + + + + + + В.Р.
20 Эрнест + + + + + В
21 Паша + + + + + + В.Р.
22 Соня + + + + + + + В.З.
23 Полина + + + + В
24 Кристина + + + + В
25 Семен Т. + + + + + + В.Р.
26 Дэвид + + + +       + + В.Р.

 

Вторая часть

Вторая часть диагностики связана с изучением игровых позиций ребенка в театрализованной деятельности с использованием этюдов и упражнений.

В связи с этим необходимо было создать для детей условия, способствующие более яркому выражению актерских навыков и умений. Данная задача достигалась за счет упражнений на выявление актерских умений.

Актерские умения— понимание эмоционального состояния персонажа, и в соответствии с этим выбор адекватных выразительных средств для передачи образа персонажа — голоса, мимики, пантомимики; характера выразительности моторики: в пантомимике — естественность, скованность, медлительность, порывистость движений; в мимике — богатство, бедность, вялость, живость проявлений; в речи — изменение интонации, тона, темпа речи; самостоятельность выполнения задания, отсутствие стереотипных действий.

  1. 1. Ребенку предлагается передать содержание фразы, «считывая» интонацию, с которой звучит текст его роли.
  2. Детям предлагается прочесть по тексту с разными интонациями (удивленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равнодушно)..
  3. Пантомимические этюды.
  4. Этюды на изменения тембра голоса.

Педагог. Киска, как тебя зовут?

Ребенок. Мяу! (Нежно)

Педагог. Стережешь ты мышку тут?

  1. Интонационное прочтение стихов-диалогов.
  2. Проговаривание скороговорок.

Сказочный, волшебный дом

Азбука — хозяйка в нем.

Дружно в доме том живет

Славный буквенный народ.

  1. Ритмическое упражнение. Простучать, прохлопать, протопать свое имя: «Та-ня, Та-не-чка, Та-ню-ша, Та-ню-шень-ка».
  2. Образные упражнения под музыку Е. Тиличеевой «Пляшущий зайчик», Л. Банниковой «Поезд», «Самолет», В. Герчика «Заводная лошадка».

В процессе наблюдения и анкетирования было выявлено:

В играх – драматизациях дети занимают следующие позиции:

все дети в группе — «зрители» (26 человек), среди них «зритель – режиссер» — 5чел.,

«зритель – актер» — 10чел., «зритель – актер – режиссер» — 5чел, явная позиция «зритель» — 6 чел..

       Таким образом, «Зритель – режиссер» — 5 детей (19 %), «Зритель – актер» — 10 детей (39 %), «Зритель – актер – режиссер» — 5 детей (19%), только «зритель» — 6 детей (23 %).

      Данные диагностики представлены в виде диаграммы. (Приложение1)

Итак, можно сделать вывод, что в творческих заданиях на выявление актерских умений дети легче справлялись с заданиями на пантомиму «Покажи», с ритмическим заданием «Прохлопай свое имя», музыкальным заданием, тяжелее детям дались задания, связанные с интонацией, тембром речи, скороговорками.

Подводя итоги диагностики изучения игровых позиций дошкольников в играх-драматизациях, можно так же сделать выводы, что полностью справились со всеми заданиями –9 чел. (35%), частично –15 чел. (57%), не справились совсем –2чел. (8 %).

Таким образом, можно предположить, что некоторые дети были несколько пассивны, зажаты, не могли полностью раскрепоститься, «вжиться в роль», инициаторами игр выступали одни и те же дети, они же играли главные роли. Воображение таких детей развито не в достаточной степени, дети не могли объединить несколько сюжетов, выстроить сюжетную линию. Отсутствовал опыт восприятия сценического искусства, не были сформированы в достаточной степени готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Радует, что восприятие происходящих событий, сопереживание героям развито у всех детей. Актерские умения у детей развиты не в достаточной степени. Большинство детей с радостью принимали роль, но не умели активно пользоваться своей речью, движением, мимикой и пантомимой, мало импровизировали.

 

2.2 Формирующий эксперимент.

 

Цель —предполагает обучение детей на основе постановки спектакля по повести В. Медведева «Баранкин, будь человеком!» (Приложение 3)

Весь спектакль – это сплошная фантазия, игра в превращения с помощью волшебных слов. Условность игровой ситуации позволяет так же условно совершать все превращения в Бабочек, Муравьев, Воробьев и пр. На глазах у всех зрителей персонажи меняют позу, голос, переодеваются. В представлении есть возможность использовать прием ТРИЗа: представить, как меняется пространство, размеры всех объектов с точки зрения главных героев, которые становятся то Муравьями, то Мотыльками и т.д. Для более яркого и точного представления детям было предложено нарисовать эскизы костюмов и атрибутов.

При анализе характера Баранкина и Малинина высмеиваются их лень и разгильдяйство. Основная задача педагога — провести этих героев через цепь испытаний, заставить их пережить опасные ситуации и прийти к выводу, как хорошо быть человеком.

Кроме того, важно посмотреть с другой стороны на жизнь муравьев, комаров, бабочек и прочих обитателей природы, к которым человек иногда относится небрежно, жестоко. Очеловечивание как художественный прием помогает вызвать у детей сочувствие и сопереживание всему живому.

Работа над спектаклем позволяет интегрировать различные виды деятельности, помогает решать задачи развития художественно – творческих способностей детей и, чо очень важно, затрагивает проблемы экологического воспитания.

В начале учебного года был составлен план работы над спектаклем по повести В. Медведева «Баранкин, будь человеком». Занятия проводились с детьми подготовительной группы. Занятия проводились со всей группой по 30-40 мин. На первых занятиях говорили о театре, о том, как он возник, знакомились с Петрушкой. Некоторые занятия и подготовка к спектаклю проводились с музыкальным сопровождением, иногда занимались по подгруппам или индивидуально с каждым ребенком. Занятия всегда начинались с переклички. Дети по очереди выходили на сцену и называли свое имя и фамилию. Учились кланяться, вселяя уверенность в себе, учились не бояться говорить. Занятия строились на технике речи — чистоговорки, разминки языка, цоканье, упражнение на гласные и согласные звуки, дыхательные упражнения, скороговорки, разминки пальцев, жестикуляция. Особую роль уделялась развитию у детей мимики и жестикуляции. Проводились игры “Веселые превращения”, “Представьте себе, что мы зайчики, мишки и другие звери», “Игры с воображаемыми предметами” (с мячом, с куклой и др.). В ходе занятий применялось чтение художественной литературы, вместе с детьми сочиняли истории, играли в развивающие игры “Мое настроение”, игры-драматизации: “На лесной поляне”, “На болоте”, проигрывали мини-этюды, пантомимы, проводили конкурсы литературной викторины, которые вызывали у детей большой восторг. Использовали шапочки, костюмы, атрибуты, магнитофонные записи, а также привлекали родителей к изготовлению костюмов.

Знакомились с произведением В. Медведева «Баранкин, будь человеком» (Приложение3). После его прочтения проводилось обсуждение произведения, в ходе которого дети выявляли характер героев и как можно его показать, проиграть. Проводились развивающие игры “Что ты слышишь за окном?”, “Передай позу”, “Летает — не летает”, “Растет — не растет”, “Живой телефон”, которые развивают у детей память, слуховое внимание, координацию движения, воображение и фантазию. Применялись упражнения и этюды: “Угадай, что я делаю?”, “Превращение детей” (в насекомых, в зверей), проигрывали этюды на основные эмоции “ГРУСТЬ”, “РАДОСТЬ”, “ГНЕВ”, “УДИВЛЕНИЕ”, “СТРАХ».

Такие упражнения развивают у детей умение передавать свое эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Проводились игры на жестикуляцию “УХОДИ”, “СОГЛАСИЕ”, “ПРОСЬБА”, “ОТКАЗ”, “ПЛАЧ”, “ПРОЩАНИЕ”. А также игры по технике речи, “Зарядка для язычка”, “Цоканье”, “Достань язычком губу, нос, щечку” и на дыхание: “Эхо”. “Ветер”, на развитие фантазии “Продолжи сказку”. Большая роль уделялась работе над спектаклем. Сначала выбирали с детьми сказку, которую хотели бы поставить. Распределяли роли по желанию детей. Дети с удовольствием заучивали роли в стихах. Затем шла работа с текстом над отдельными эпизодами. В работе над ролью, старались, чтобы дети самостоятельно учились применять жесты и выражать мимикой характер и настроение героев. Потом подбирали с музыкальным руководителем сопровождение. Соединяли различные эпизоды сказки с сопровождением музыкального инструмента.

Заключительный этапом подготовки спектакля был повторный показ и генеральная репетиция. Вместе с родителями готовили костюмы, повторяли слова героев. И все, кто видел спектакль, это сотрудники и воспитанники детского сада МБДОУ №42 «Черемушки», сотрудники других детских садов г. Южно — Сахалинска и особенно родители — давали им положительную оценку. По словам родителей, после занятий их дети стали более эмоциональными, более раскрепощенными и выразительными. Так, например, Семен М, исполняющий главную роль в спектакле, стал более спокоен и уверен в себе при выступлении на публике, что позволило ему 30 марта, на городском научно – исследовательском конкурсе занять первое место (Приложение 4). Показывали свой спектакль детям младших групп, очень понравилось. А как дети радовались аплодисментам, сколько в их глазах при этом было счастья! Особый интерес проявляется, когда они сами играют свои роли и ждут новых репетиций.

В занятия по театрализованной деятельности были включены:

— просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, игры-драматизации;

— упражнения по дикции;

— задания для развития речевой интонационной выразительности;

— игры-превращения («учим владеть своим телом»), образные упражнения;

— упражнения на развитие детской пластики;

— упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

— театральные этюды;

— отдельные упражнения по этике во время драматизаций;

— репетиции и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок. Работая над артистическими способностями детей, необходимо изучать особенности их воображения и оценивать уровень их развития. Для этого мы фиксируем результаты:

  1. диагностика (октябрь 2014- май 2016);
  2. постановка кукольных спектаклей;
  3. драматизация сказок;

проведение праздников (в течение года), конкурсов, концертов.

2.3. Контрольный эксперимент

На этапе контрольного эксперимента используются те же диагностические методики, что и в констатирующем эксперименте для того, чтобы сопоставить результаты обследования испытуемых и условий их развития. На основе сопоставления данных констатирующего и контрольного экспериментов можно судить об эффективности применяемых методик.

 

Диагностика игровых позиций детей. (май 2016г)

 

П/п. Имя ребенка Структурные компоненты игры драматизации Ведущий мотив игры
Замысел Роль Восприятие
Интерпретация Комбинирование Планирование Принятие Передача смысла образа Импровизация Внимание Сопереживание Воспроизведение впечатлений
1 Саша Б. + + + + + + + + + В.Р.З.
2 Валентин + + + + + + + + В.Р.
3 Вика Б + + + + + + + + + В.Р.З.
4 Семен + + + + + + + + + В.Р.З.
5 Ростик + + + + + + + + + В.Р.З.
6 Андрей А + + + + + + В.Р.
7 Андрей К + + + + + + В.Р
8 Вика Я + + + + + + + + + В.Р.З.
9 Саша Т. + + + + + + + + + В.РЗ.
10 Кирилл + + + + + + + + + В.Р.З.
11 Варя + + + + + + В.Р.
12 Рома + + + + + + В.Р.
13 Никита + + + + + + + + + В.Р.
14 Лера + + + + + + + + + В.Р.З.
15 Камила + + + + + + + + В.Р,З.
16 Эвелина + + + + + + В.Р.
17 Оля + + + + + + + + + В.З.Р.
18 Максим + + + + + + + В.З.
19 Назима + + + + + + + + + В.Р.
20 Эрнест + + + + + + + В.Р
21 Паша + + + + + + В.Р.
22 Соня + + + + + + + + + В.З.Р.
23 Полина + + + + + + В.Р.
24 Кристина + + + + + + В.Р.
25 Семен Т. + + + + + + + + В.Р.З
26 Дэвид + + + + + + +       + + В.Р.

 

 

Таким образом, в играх – драматизациях дети занимают следующие позиции:

«зритель – актер» — 13 чел., «зритель –режиссер» — 1 чел., «зритель – актер – режиссер» — 12 чел. В общем — позицию «актер» занимают 25 чел.

     «Зритель – актер» — 50%, «Зритель – режиссер» — 4%, «Зритель – актер – режиссер» — 46%. В общем — позицию «актер» — 95%.

      Получившиеся данные выразим в виде диаграммы. (Приложение 2)

В творческих заданиях на выявление актерских умений дети полностью справились со всеми заданиями— 18 чел. (70%), частично 8 чел. (30%).

Подводя итоги нашего исследования, можно сделать следующие выводы:

  1. Анализ результатов группы до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности проведенной работы по развитию актерских способностей детей.
  2. Специально применяемые приемы и методы, определенные в систему занятий, дают вполне ощутимый положительный результат.
  3. Сравнительный анализ результатов диагностики на начало 2014 и конец года 2016-го позволяет увидеть, что уровень позиции «актер» повысился на 20 %,

уровень развития актерских способностей детей повысился на 35%.

4.Развитие творческих возможностей – процесс, пронизывающий все развитие личности ребенка. У всех ребят исследуемой группы произошли существенные личностные изменения. Дети стали более активными, инициативными в играх, способными к принятию самостоятельного решения. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. В известной степени у ребят сформировалась привычка к свободному самовыражению. У детей продолжают развиваться нравственно –коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца), формируется положительное отношение к театрализованным играм. Происходит постепенный переход ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений; от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя; от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер», но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов. Конечно, все эти особенности отмечаются у детей пока еще только на занятиях. Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи. Появилось умение выразить свое понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи, мимике, пантомиме). Появилось желание придумать сказку, историю, сочинить танец. Развивая актерские способности, творческий потенциал ребенка, мы затрагиваем развитие личностных, индивидуальных особенностей, мы должны чутко улавливать особенности каждого ребенка, строить все воздействия с их учетом. Результаты проведенного формирующего эксперимента с использованием указанных выше диагностических методов убедительно продемонстрировали значительную роль детской театрализованной игры для развития актерских способностей. Экспериментальная группа улучшила свои результаты по всем пунктам проводимого исследования. Вместе с тем у дошкольников отсутствует опыт восприятия сценического искусства, не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Лишь немногие выпускники детского сада имеют достаточный уровень представлений о театре и игровых умениях, позволяющий им организовать самостоятельную театрализованную деятельность.

 

Заключение

           Жизнь в эпоху научно-технического прогресса ста­новится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных дейст­вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человече­ством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человече­ское общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема челове­ческих способностей вызывала огромный интерес людей вовсе времена. Очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребёнок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе ко­торого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достиже­ние конечной цели. И в данной работе мы, на основе изуче­ния лите­ратуры по данной теме, попытались определить основные направле­ния и педагогические задачи по развитию актерских способностей в до­школьном возрасте. Развитие творческих способностей в контексте театрализованной деятельности способствует общему психологическому развитию, возможностям нравственно-эстетического воздействия на детей со стороны педагогов. Театрализованная деятельность — это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу и синтезу, эмоциональным переживаниям, развитию творческой активности детей. Театрализованная деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность. Так же важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Известно, что заинтересовать детей чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям. На наш взгляд, необходимо совершенствовать художественно — эстетическое воспитание дошкольников, и совершенствовать не посредством создания новых программ, методик, а придерживаться уже существующего материала, как уже говорилось, использовать на занятиях все виды детской театральной деятельности.

Организованная таким образом работа будет способствовать томy, что театрализованная игра станет и средствам самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграция игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.

 

Используемая литература

 

  1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
  2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.
  3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.— М., 1990.
  4. Буренина А.И. Театр всевозможного. Санкт-Петербург,. 2002.
  5. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996.
  6. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности //Ребенок в детском саду. – 2001. — №2.
  7. Ерофеева Т.И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.
  8. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975.
  9. Зверева О. Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре.— М., 1994.
  10. Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., 2005.-№4.
  11. Игры-драматизации//Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1983.
  12. Караманенко Т.Н., Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам.-М., 1982.
  13. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.-М.: Академия, 2000.
  14. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника.-М. 2004.
  15. Маханева М.Театрализованная деятельность дошкольников//Дошк.восп.–1999.- №11.
  16. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2001.
  17. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. – 1989. — №1.
  18. Николаичева А.П. Инсценирование литературных произведений // Дошкольное воспитание, 1980.- №10.
  19. Основы театральной культуры / Сост. Ю.И.Рубина и др. – М., 1991.
  20. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.
  21. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.
  22. Реуцкая Н. А. Театрализованные игры дошкольников // Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой.— М., 1989.
  23. Рубенок Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1983. — №12.
  24. Сигуткина С. Рекомендации к организации театрализованных игр // Дошкольное воспитание, 1988.-№8.
  25. Силивон В. Развитие творчества у детей в процессе игр-драматизаций // Дошкольное воспитание. – 1983. — №4.
  26. Скляренко Г. Игры-драматизации // Дошкольное воспитание. – 1983. – №7.
  27. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание.- 1997.-№6, 10, 12; 1998-№2.
  28. Стрелкова Л. П. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А. Д. Кошелевой. — М., 1985.
  29. Суслова Э.К., Ботнарь В.Д. Игры-драматизации – основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание, 1994.-№3.
  30. Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх//Художественное творчество и ребенок. – М., 1972.
  31. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990.
  32. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.
  33. Экки Л. Театрально-игровая деятельность // Дошк. воспитание, 1991.- №7.

 

 Приложение 3

 

Сценарий к спектаклю по повести В. Медведева «Баранкин, будь человеком!»

 

Малинин:

Баранкин, почему ты такой грустный?

Баранкин (грозит кулаком) :

Чтоб им было всем тут пусто!

Больше не хочу учиться,

Слышал – надо нам трудиться?

А мне эта жизнь вот так надоела!

(показывает жестом –«по горло»)

У всех до меня есть какое-то дело:

Умойся, оденься и сделай зарядку,

Кровать прибери, содержи всё в порядке…

Нет, хватит с меня!

Больше так не желаю!

Давай-ка ,Малинин, с тобой помечтаем!

Малинин:

Ты послушай, как птицы поют!

Вот уж вольно, наверно, живут!

И нет у них школы, и нет букварей…

Вот бы нам в птиц превратиться скорей!

Баранкин:

 

Вот это идея! Малинин, постой!

А ну, повторяй заклинанье за мной!

« Вот я, вот я превращаюсь в воробья!»

« Вот я, вот я превращаюсь в воробья!»

Баранкин и Малинин прыгают как воробьи,затем в стороне надевают шапочки «воробьев» и поют воробьиную песенку.

Под музыку Воробьи летают, клюют зернышки, вдруг к ним подкрадывается кошка, от которой они еле спасаются.

Малинин:

Ух! Спаслись от глупой кошки!

Баранкин:

Нам конец, еще б немножко!

Малинин:

Тише! Кто-то там опять

Готовится на нас напасть!

Появляется Белочка, поет песенку.

Белочка:

Это кто там сидит и от холода дрожит?

Малинин:

Это мы, друзья твои,

Бедолаги воробьи!

Баранкин:

Скажи нам, где найти здесь дом,

Чтоб от дождя укрыться в нем,

Белочка:

Видала я на дубе том,

Что воробьи там строят дом.

Вы туда скорей слетайте.

Мне ж пора домой, прощайте!

Появляются Воробьи, танцуют.

Старший воробей:

А теперь, мои друзья,

Слушать будете меня….

Надо гнезда вить учиться.

Всем придется потрудиться.

Воробьи (хором):

Будем веточки искать,

Будем плотно их вязать,

Чтобы свить себе гнездо

И чтоб было в нем тепло!

Под музыку воробьи скачут, собирают веточки и постепенно удаляются.

Малинин:

Опять работать! Опять учиться!

В кого бы нам еще превратиться?

Баранкин:

Смотри! Вот муравей ползет,

Нет у него, видать, забот.

По травиночкам гуляет,

Ни о чем не размышляет.

Малинин и Баранкин (вместе)

Не хотим быть муравьями,

Станем лучше муравьями!

Вот я, вот я,

Превращаюсь в муравья!

Вот я, вот я,

Превращаюсь в муравья!

Баранкин и Малинин постепенно опускаются на чествереньки и ползут, как муравьи, меняют шапочки «Воробьев» на «Усики». Под музыку появляются черные Муравьи с палуами, танцуют.

Муравьи (указывая на Баранкина и Малинина):

Это что за лежебоки,

Что стоят здесь руки в боки?

Кто дал право вам лениться?

Муравьи должны трудиться!

Вас придется наказать!

Стража! Быстро этих взять!

Муравьиная стража подходит к Баранкину и Малинину, отводит их в угол.

Баранкин:

Малинин, смотри,

Что ползет впереди?

Малинин:

Что-то очень страшное,

Зеленое, ужасное.

Выползает огромная гусеница.

Гусеница:

Тревога, тревога,

Беда у поргоа!

К вам идет с войною рать,

Муравейник ваш отнять!

Старший муравей:

Муравьи!

Готовьтесь к бою!

Мы победим!

Вперед! За мною!!!

Танец – сражение черных и красных Муравьев.

Малинин:

Баранкин, медлить нам нельзя,

А то погибнем здесь зазря!

Баранкин:

Я уверен, без забот

Каждый мотылек живет.

Повторяй за мной:

Вот я, вот я,

Превращаюсь в мотылька.

Вот я, вот я,

Превращаюсь в мотылька!

Бабочки:

Расскажи, мотылек,

Чем живешь ты, дружок?

Как тебе не устать,

День деньской все пархать?

Первый мотылек:

Я живу средь лугов

В блеске летнего дня.

Второй мотылек:

Ароматы цветов,

— Вот вся пища моя!

Третий мотылек:

Но короток мой век, — Он не долее дня.

Четвертый мотылек:

Будь же добр, человек,

И не трогай меня!

Баранкин:

Где ты там? Лети сюда!

Здесь такая красота!

Слышишь запах – словно мед,

Нектар по воздуху плывет.

Распускаются цветы

Небывалой красоты!

Баранкин и Малинин «подлетают» к Цветам, кружатся над ними. В это время появляются дети с сачками и исполняют 1-ый куплет песни Е.Крылатова «Песенка о лете»

1-ый ребенок: Ой, бабочки, какие!

2-я девочка: Ой, крылья расписные!

3- девочка: Мы поймаем их сачком

И в коллекцию — в альбом!

Дети пытаются поймать Бабочек – Баранкина и Малинина, все в это время разбегаются.

Малинин:

Что нам делать? Мы пропали!

Нас уже почти поймали!

Баранкин:

Надо нам поскорей

Превращаться в людей!

Я хочу навеки быть человеком

(вместе) Я хочу навеки быть человеком!

Выходят все участники представления и исполняют песню Е. Крылова «Ты – человек» из к/ф «Приключения Электроника»

 

 

Этот наш спектакль завершаем песней

Зрителям спасибо.

Праздник удался.

Если вам сегодня было интересно,

Значит, целый год,

Как в сказке будут чудеса!